10.00 - 21.00, без выходных
МЕНЮ

Мебель Франции эпохи ренессанса

Первой страной, которая попала под влияние итальянского ренессанса, стала Франция. Это произошло благодаря духовной близости французов к гуманистической установке этого стиля, в том числе и почитание античных традиций, ну и, конечно же, не обошел это происшествие стороной и фактор политического союза Франции и Италии. Каждый француз уже с начала XV века мог свободно погрузиться в искусство ренессанса, при чем как непосредственно в Италии, так и на родине, во Франции.Но даже под большим наплывом этого стиля, признанное как народом, так и правительством готическое искусство не сдавало своих позиций, и оставалось достоянием страны.

Таким образом, ранняя стадия ренессанса, или период именуемый стилем Франциска I, отличался тем, что декорирование в большом объеме проводилось относительно мебели позднеготического стиля, которая и так была украшена элементами своей стилистики. Такой стиль был хоть и компилятивный, но в то же время достаточно оригинальный и живописный. В его рамках подразумевалось оформление староготической мебели, новыми пилястрами и прочими декоративными элементами ренессанса.

Мебель же для хранения, типажа сундуков и им подобных, не отстояла и сохранила свою готическую фактуру, но и обновила ее. Такой сундук состоял из филенок с арабесками или профилированными головами, которые были украшены медальонами, хоть это и было созданием ренессанса, но осталось по французский готичным, бойким и декоративным. Еще долгое время эта конструкция представляла собой сколоченный из фугованных досок ящик, возвышающийся на цоколе, украшали же его ромбовые поля.

«Дрессуар» как и прежде служил для хранения столовых приборов, посуды и ценных вещей, которые помещались в ларцеобразной надставке обустроенной над его средней частью. Верхняя часть конструкции была незадействованная, красиво возвышаясь на готических колонках, внизу же были обустроены холодильные сосуды. Изначально углы его были скошены, и только спустя промежуток времени этот фурнитур обрел правильную, прямоугольную форму, был оторван от земли и поставлен на специальные стойки, а также украшен новыми пилястрами. Конструкция стульев также осталась в своем стиле, единственным обновлением стало увеличение высоты локотников и добавление нескольких новых деталей. Мебель в производстве становилась тоньше, и меньше в своих габаритах, самые удачные (в плане тонкости) модели в то время производились в Турени и Оверни.

Вскоре начался новый период, именуемый Высоким ренессансом. Начало его было положено почти в середине XVI века, и именно этот период стал эпохой придворного искусства. Богатством стала первозданная гармония стиля и ловкое совмещение ее с достаточно сложными декорациями. И если сравнивать этот период с нравами других стран в это же время, можно отметить яркое отличие. В то время как везде мебель насыщалась более пластическими мотивами, и весь акцент делался на внешний вид, то во Франции в это время внимание уделялось целесообразности конструкции, гармонии каждой ее комплектующей, а не выделение отдельно взятых частей. В этом стиле прекрасное сочетание обрели прямоугольная форма сундука и кариатиды.

Большой культ создал давно известный шкаф на маленьких ножках, сейчас он значительно поменял фактуру, на поверхности появились изображения мифов, лики богов, стихи и прочее, и это все в прекрасном сочетании с возлюбленной формой массивного шкафа из двух частей. Мастерская отделка фигурами и плетением, что еще более выделяло такого типа мебель. На производственной ленте, как среди специалистов, так и начинающих мастеров стояли только необычайно красивые шкафы-креденцы. Также довольно популярными стали двухосные шкафы, по своей структуре они напоминали лестницу, идя вверх своеродными ступенями. Но все-таки любимым предметом интерьера для всех оставался «дрессуар», при чем с каждым днем его отделка совершенствовалась, в особенности, производством наилучших моделей, декорированных пластическими украшениями, славилась Бургундия.

Начиная с XVI века, с Франции брали пример касательно постройки дворцов для высшего класса правителей. Но и в ногу с этим французы начали диктовать свои нормы по обустройству интерьера для аристократов, а также в производстве мебели. Особое восхищение соседних стран и их колоний вызывало высокое кресло. Оно представляло собой сидение, с довольно высокой спинкой, давая опору всему тело, боковые же стенки обустроены изогнутыми под контуры правильного положения рук локотниками. В процессе развития ренессанса кресло претерпевает некоторых изменений, спинка становиться ажурной, сама фактура более свободной и рассредоточенной, в отличие от старого прямоугольного образца.

К концу XVI века производство мебели снова модернизируется, и теперь в учет уже берется фактура человеческого тела. Таким образом, спинки стульев делаются слегка откинутыми назад и выполнены дугообразно, четко повторяя правильное положение позвоночника. Локотники украшаются различными головами животных, резными из дерева или металлическими, а сами выгибаются в небольшую дугу. К концу эпохи все-таки идет небольшое чередование старого образца Италии, с низкой спинкой, и нового нидерландского, с высокой. Такое чередование идет до тех пор, пока не вышло предписание на стулья с высокой спинкой от Людовика XIV. Если рассматривать изменения в структуре стульев, то можно увидеть, что они проделывают аналогичный путь вместе с креслами. Да и считаются детищем сугубо французским. К сожалению очень мало экземпляров такой мебели дошло до нас, поэтому полностью оценить ее качество и фактуру довольно трудно. В XVI же веке свое призвание находит балдахин, своеобразный элемент итальянского образца быстро завоевывает свое место в интерьере.

Но вот в плане столов французы все-таки остались приверженцами итальянской формы, которая представляла собой две опоры, обычно это были гермы или грифоны на которых установлена столешница. Также довольно популярным было использование столов на опорах в виде двойного «Т». В центре больших залов обычно были предусмотрены столы на большем количестве опор, их число варьировалось от 6 до 9 колонн. Стоит отметить, что большой разнице в стилистике мебели Людовика XIII и Людовика XIV крайне мала, иногда даже специалисты не могут точно определить происхождение какой либо вещи, и чьему стилю она принадлежит.

По общей оценке итальянский ренессанс начал осваиваться только с XVI века, т.е. по факту спустя только сто лет после его возникновения. И его освоение происходит не без усилий Дюрера и Гольбейна, и непосредственно под влиянием их работ, а после, уже во второй четверти века и под влиянием творений других более мелких мастеров. И следует отметить, что стиль сказывается непосредственно на декорировании, но ни капли не воздействует на формы и функциональную сторону мебели. Не говоря уже о том, что такие введения в мебельной промышленности коснулись только дворянства, если говорить о мебели бюргеров, т.е. обычных жителей городов и поселков, то у них старый готический стиль преобладал до поздней стадии эпохи барокко.