10.00 - 21.00, без выходных
МЕНЮ

Мебель в эпоху ренессанса

Даже с учетом полного соответствия готики требованиям общества, с приходом эпохи ренессанса в высокоразвитой культуре стремительно начали происходить изменения мышления. Если брать во внимание искусство, то оно приняло перемены довольно рано, но и мебельной производство уже с начала XV века начала видоизменяться. Хотя и проскакивали тематики прошлых лет, но все-таки они быстро стали заменяться благодаря новой нравственности и более высоким требованиям общественности.

Мебель Италии

Все это можно в первую очередь отнести к государству-родоначальнику новых стилей художественного выражения. Старая готическая стилистика, представленная в виде свойственных блочных форм, принимает в свои ряды новые введения, в их числе колонны и полуколонны, полуциркульные аркады и естественно изменения стиля мебели. Сюда же добавились и новые элементы украшений, своего рода, созданные античным нравом жемчужные нити, розетки и фризы. Сравнительно с прошлыми временами, когда яркое выражение фактуры конструкции максимально маскировали, то в это время ее начали наоборот максимально подчеркивать. Всем знакомо описание живописцами архитектурных и стилистических принципов того времени, что свидетельствует уже в самом начале данной эпохи о возникновении новых эстетических принципов, что в первую очередь свидетельствовало в обустройстве жилища нового типа утварью.

Этому фактору прямое доказательство обустройство в рамках представительного элемента интерьера ящикоподобного образца мебели, своеобразного сундука, который уже тогда приобретал свой фактурный вид. Изначально это были простые узоры, резные фрески, а в дальнейшем и изображения людей, портреты хозяев. Довольно популярным становилось решение иллюстрации мифов и исторических событий. Далее, появляется новый способ отделки такого типа мебели, это позолоченная гравировка. Такое введение обрело большую популярность в Лукке и Сиене, в отличии от Верхней Италии, где больше предпочитались совершенные изображения обладающие на то время немыслимой красотой. Спустя время и с таких сундуков стали полностью пропадать геометрические изображения, им на замену пришли пейзажи, произведения архитектуры, а немного позднее и арабески с изображением виноградной лозы. И все это детище Филиппо Брунеллески и Паоло Уччелло.

Восточная сторона также не осталась в стороне от прогресса. Отсюда в быт пришло новое введение, своеобразная чертозианская мозаика, довольно уникальный материал, производящийся из дерева и слоновой кости. Со временем, уже во второй половине века сундуки начинают более тщательно обрабатывать. Появляются новые декорации, общая геометрическая форма заполняется уникальным растительным орнаментом, проводиться профилировка подножия, а способ пластического декорирования смещается к углам. И в завершение, доведенная до совершенства форма становиться произведением искусства тех времен. Невозможно не обратить внимания на такую совершенную обработку. В период рассвета такого типажа, а он пришелся на срок в 40 лет, начиная с 1470 года, декорированием такой мебели, на ряду с мелкими специалистами, стали заниматься и довольно известные декораторы, к примеру, Ботичелли, Филиппино и Поллайоло.

Такого типа роскошь была популярна еще долгие годы, к примеру, в Винеции производство продолжалось вплоть до XVI столетия, и даже его половину, пока на замену прямоугольным сундукам не пришли элементы в форме саркофага. Такое решение пришло из Рима, именно там декораторы, изучая античную архитектуру, начали изготовление нового типа сундуков. Конструкция представляла собой свойственный саркофаг на лапах короля зверей, украшенный по всей своей площади элементами мифологических мотивов.

Позже начали появляться все новые и новые экземпляры, на ряду с саркофагом появился уникальный сундук-скамья, изначально его стенки, как боковые, так и задняя были одного размера, со временем происходила модернизация, и за счет увеличения задней стенки был развит новый образец, им стал трон.

Следующим предметом интерьера, который начал набирать обильную популярность, стал шкаф. Если ранее такую мебель можно было заметить только в ратушах и сакристиях, то теперь он преобладал практически в каждом доме. Использование его предполагало в основном хранение посуды и столовых приборов. Для таких целей изготавливались шкафы с двумя дверцами и расположенными внутри полочками, при этом размер конструкции колебался от самых маленьких моделей, до довольно огромных.

Каждому участку следовало уделить особое внимание, для этого особый акцент на определенные зоны предмета делался с помощью пластических разеток, колонн, герм и пилястр. Особенное внимание уделялось нововведённым моделям, одной из таких стал так называемый шкаф-кабинет. Он представлял собой конструкцию с выдвижной или же откидной полкой для письма, наличием множество ящиков для хранения документов и письменных принадлежностей. Также особой фактурой выделялись книжные шкафы с решетчатой филенкой, хотя и обычные стеллажи также не уступали своей оригинальностью. На этом роскошь не заканчивалась, свое проявление новая стилистика нашла и в производстве кроватей, отразившись как на их форме, так и оформлении. Изначально это были великолепные конструкции ставшие частью стены, с довольно высоким изголовьем, и обустроенные на уникальном постаменте. После, начиная с XVI века, этот постамент исчез, заменой ему стали довольно уникальные по своей структуре и обработке колонны, в стилистике барокко им заменой стали кариатиды.

Ренессанс в Италии стал эпохой возрождения античности, что подтверждает передерживание в то время своеобразного образа античных каменных столов. В основном это были сооружения на 2-3 опорах, при этом оформленные неимоверно удачными комбинациями грифонов, акантов и кариатид. Если рассматривать середину XVI века, можно заметить ярко выраженные ряды колонн на постаменте, которые играли роль специальных перекладин между опорами. В столешнице же обустраивали выдвижные ящики. Также, особое внимание завоевали Круглые столы, и их компаньоны – восьмиугольные, имеющие под собой от четырех до восьми колонн. А также производство выпускало уникальные столы-кладенцы, которые представляли собой шкафчики с дверками и ящичками. А в тоже время в Тоскане был уже изобретен письменный стол, идея которого быстро разрослась по всей Италии, преобразован он был, к сожалению, только в XVIII веке.

Также, беря во внимание стулья, различные кресла или табуреты можно сразу заметить, что здесь предпочтение отдавалось в первую очередь функциональности, комфорту и элегантности. С каждым днем ассортимент мебели увеличивался, и совсем скоро мир увидели уникализированные провинциальные модели. К давно известным стульям на 4-х ножка, соединённых между собой планками, добавляются модели с горизонтальными планками, и свойственные стилю Андреа дель Сарто круглые кресла. Все реже и реже можно встретить табуреты без спинки, теперь они в большинстве своем оснащены продолговатой закругленной спинкой, установленной на нескольких резных опорах. Популярность обрела отделка материей или же кожей, а для скрытия грубости, сама обшивка проводилась с помощью медных гвоздей снабженных бахромой, что скрывало их из виду, и придавало мебели довольно яркую фактуру. Следует заметить, что, начиная с XVI века, обшивке поддавались практически все части мебели для сидения, в особенности в Голландии и Франции. Для свойственного разбавления жилищного убранства использовались зеркала в резном оформлении, книжные полки, вешалки или бюсты.