10.00 - 21.00, без выходных
МЕНЮ

Мебель восемнадцатого века

Мебель Франции (регентство и рококо)

Уже спустя несколько лет после смерти Людовика XIV в страну пришла полная легкости и элегантности жизнь. Изменилось абсолютно все, как само бытие, так и характер искусства. Теперь средоточия искусства, да и самой жизни предоставляют модные салоны Парижа, а их детища часто встречаются во всех резиденциях знати, начиная от самых больших до маленьких провинциальных. Это становиться образцом не только все селениям Франции, но и всем странам Европы. Максимальное разнообразие помещений, а они делились по предназначению, начиная от туалета, комнаты прислуга и заканчивая парадными залами, предоставляет большой полет мастерам для создания новых моделей мебели. Еще во времена правления герцога Орлеанского в интерьере еще довольно часто встречалась мебель угольных форм.

Но это поменялось во второй половине XVIII века, здесь преимуществом завладели легкие, в тоже время элегантно-умеренные декорации с использованием волнообразных линий, S-образной формы. Следует отметить, что эта фаза развития рококо была во Франции в разы короче чем в других странах Европы.

Специализация изготовления становилась все более развитой, это обуславливалось резким разделением, между специалистами мебельного производства, которые с легкостью покоряли и обрабатывали самые драгоценные породы дерева, и своеобразными ювелирами, специалистами литейного мастерства в сфере бронзовых украшений, которые в свою очередь с высоким профессионализмом цизеировали метал. Также благоприятными факторами для развития индустрии стали сами заказчики, предъявляя высокие требования в мебели, и обладая своеобразным вкусом в том числе, о спросе, который повсеместно был максимально высоким и говорить не стоит.

Для стандартизации производства, начиная с 1743 года, правительство обязывало ставить на мебели свою гравировку. Таким обязательствам не подчинялись только королевские чернодеревцы. В остальном, хоть и были такие требования, с полной точностью определить производителя было довольно трудно. Обусловлена такая трудность тем, что часть производителей, самостоятельно продававших товары, имели сеть так называемых подрядчиков, т.е. саму мебель они только собирали, а изготовлением комплектующих занимались другие люди.

С учетом большой оживленности, сама по себе жизнь в то время требовала все большего разнообразия мебели, в особенности это касалось различных стульев, кресел и им подобного. Позолоченное резное дерево, резьба из мотивов картушей и раковин, максимально симметричное итальянское расположение, начали сменяться свободными элементами с завитков с лентами и цветами, а в середине XVI века появляется рокайль, чьим именем и назван весь стиль.

Обшивку мебели преимущественно начинают делать из шелка, бархата, парчи и сатины, материалов Генуи, Пекина и Лиона, более эксклюзивной была отделка вышивкой petit-point эскизы, к которой были разработаны Шарлем Эйзеном, и гобеленами мануфактуры Обюссона. Тростниковая плетенка также остается в быту, хоть и встречается все реже. Появляются все новые типы мебели, к примеру, короткий диван с замкнутой спинкой, чем-то напоминающий современное кресло типа «ушану» bergere a joue.

Часто встречались столы-бюро, пространство возле которых занимала fauteuil de bureau, при этом подобная конструкция под названием fauteuil de toilette относилась к столу для завивки волос. Также бытовало несколько видов исполнения шезлонга, один из них без замыкания в ногах(носил название turquoise), второй же подобной конструкции, но с наличием обитых локотников (именуемый veilleuse).

Взяв во внимание софу можно было заметить ее S-образные боковые стенки, выполненные изогнутым сплошным полотном, в то время как канапе по структуре было таким же, но имело сквозные стенки. Маркиза же имела вид своеобразной полусофы, с такими же изогнутыми стенками, но вырезанными резцом. Столы же преобладали во множестве форм. Переход от тектонической формы в орнаментную продолжился, начиная с середины века, делалось это путем отделки района крепления ножек стола бронзовыми украшениями. Для примера можно привести рокальйную консоль, которая полностью вытеснила из быта стандартную стол-консоль.

В гостиных часто преобладал стол для игр, выложенный шашечницей, также обустраивался столик для различных мелких потребностей, по типо нынешнего кофейного столика, имела такая конструкция круглую форму, и получила название gueridon. В стандартной обстановке бадуара предпочтение отдавалось туалетным столам и различного типа ночным столикам, также можно было встретить дамский стол-бюро.

В рабочем кабинете преобладала более тяжелая мебель, свойственный серьезному хозяину стол-бюро(bureau) из дерева. Некоторые же отдавали предпочтение плоским компактным столам bureau plat, которые в середине XVIII века сменили столы с крышкой жалюзи.

Зайдя в обеденный зал можно сразу обратить внимание на большой обеденный стол и гарнитур более маленьких столов-сервантов. Использование же шкафов с началом эпохи рококо прекратилось, их встретить теперь можно только в селах и мещанских домах. Конечно в быту остались некоторые экземпляры двух дверных шкафов, шифоньеров для белья и несколько моделей книжных, но нововведений в эту часть мебели не вноситься, и она постепенно уходит в забытьё.

Касательно сундуков в гостиной, что было довольно популярно ранее, сейчас их уже не было видно. На смену им пришли элегантные комоды, с примыкающими к ним угловыми шкафчиками. Форма их конечно менялась множество раз. Изначально фактура была выполнена волнообразной резьбой, в виде двойной кривой, и имела на себе довольно красивые, расположены симметрично по всей плоскости бронзовые накладки, эскизы для которых выполнял немало известный родоначальник рокайльного стиля Шарль Крессан, нижняя же часть была выполнена в форме полукруга. Но со временем фактура меняется, появляются более сложные формы, отделка проводиться более пышными орнаментами из бронзы, и теперь кроме симметричного расположения по краям, они накладываются и на выдвижные ящики. Позже декоративные элементы снова уходят ближе к бокам, а к середине XVIII века внимание уже больше уделяется к простым контурам и менее пышному декорированию бронзой.

Следует отметить, что практический каждый специалист, который занимался рокайльным стилем мебели, отдал дань и этому также, даже с условием того, что не специализировался на данном типе работ. В число таких мастеров вошли Бернард ван Рисенбург, М. Карлен, Абрагам Рентген и др.

Новые тенденции экзотической мебели рококо отразились в огромной популярности лаковой мебели. Уже в течении половины XVIII столетия, Франция превзошла Голландию как самого масштабного импортера и имитатора китайских и японских лакокрасочных изделий. На тот момент самыми популярными мастерами считались братья Мартены.

Кровати же поражали своей изящностью и грацией, появляются все больше и больше их форм, называемых по виду балдахина lit a l'allemande, a la chinoise, а Гап-glaise, a la francaise u a Titalienne.