10.00 - 21.00, без выходных
МЕНЮ

Распространенная мебель во время эпохи барокко

Эпоха барокко полноценно вступает в силу лишь с 50-ых годов 17в, так как нет четкого разграничения между окончанием эпохи ренессанса и началом эпохи барокко. Относительно мебели этого времени тоже однозначно сказать ничего нельзя поэтому ее рассмотрение начнется именно с вышеуказанных годов, то есть в период наивысшего расцвета. Барокко как стиль основан на отрицании обычного строя ренессанса, в нем присутствуют: динамизм, световые тени, и неповторимая живописная форма. Изготавливая мебель в эпоху барокко образцы переходят от деталей в форме и декоре к крупным четко выраженным линиям. В итоге получаются: красивые отражения света, если дерево хорошо отполировано; ярко выраженные украшения из различных материалов (полудрагоценными и драгоценными камнями, также врезали в дерево металл, черепаху или слоновую кость); с помощью профилированных и в меру выступающих цоколей, ярких карнизов и фронтонов получается «морской» волнистый силуэт; опоры сделаны в виде спиралевидных завитков; внешнюю часть украшают орнаментами выдуманными знаменитыми художниками и живописцами и различными завитками красивого широколиственного аканта.

Мебель Франции во время эпохи барокко

Когда все страны Европы кроме Англии и Голландии были восхищены новшеством итальянского искусства, но мебель Франции осталась в своей колее. Французы придерживались обычной классики. Именно в этот период государство находит свою, независимую форму выражения, с помощью усиления королевской власти, которая и дала начало большим художественным изменениям в производстве дворцовой архитектурной мебели. На тот момент у французов были отдельные королевские мастерские. Ремесленники, которые в совместной работе с художниками выпустили в 1677 году «Мануфактуру королевской меблировки» и столярное дело становится свободным искусством. Изготавливая и размещая мебель, учитывается и общая культура данного помещения.

О том куда поставить мебель в царских покоях решает не только профессионал по изготовлению мебели из черного дерева, но и резчик по дереву, как и архитектор-художник. Даже на уровне развития ренессанса мебель стала переходить из разряда легкой в тяжелую, то в следующий период она стала неподъемной, для тихой и спокойной перестановки. Существовала огромная разница между дворцовой и городской мебелью. В дворцах мебель была красива и элегантна, а напротив, в городе незаметна и проста. Чтобы сделать произведение искусства такого рода, как во дворце то здесь уже начали использовать даже другую древесину, если раньше в основу мебели входил орех, то сейчас преимущество перехватило черное дерево, которое еще со времен Людовика 13-го оснащалось резкими и пестрыми узорами. На этом этапе стоит упомянуть и знаменитого мастера-столяра Андре-Шарля Буля, который был при дворе уже во времена правления Людовика 14-го. Именно он превзошел все ожидания, и сделал то, чего мир до сих пор не видел. Изначально для своих работ он использовал схему дерева по дереву, то есть украшал свои работы разнообразными видами дерева различных цветов, но через некоторое время полностью меняет свой приоритет и переходит на аканты с ленточным орнаментом. Его собственные проекты могли быть как позитивны, так и негативны, но всегда в его работы врезались: или крупные черепаховые пластинки, или желтая медь, или олово, которыми он сотворил отличную замену старым маркетри, которые были популярны в течении 20 лет 17в.

Основным образцом недвижимой мебели являлась именно кровать, так ка вокруг нее разыгрывался целый спектакль «вставания царя». Кровать была строгой и представляла собой прямоугольную форму, от каждого угла отходила колонна, а внутри находились яркие разноцветные занавески, которые каждое утро должны были поднимать ему настроение. Рядом со спальней было несколько гостиных салонов, где велась интенсивная и в тот же момент суетливая общественная жизнь. Из этих помещений самым главным был изящным и великолепным кабинет. Внутри него находились выдвижные ящики, стоял он на отдельном цоколе, который в те времена был еще отсоединен от всей конструкции, но вскоре полностью соединился с кабинетом став неотделимой его частью.

Сундуками уже давно перестали пользоваться во дворцах, и они ушли в народ, но маленький сундучок, который делался под заказ, всё-таки оставался, в нем хранились все драгоценности, принадлежащие царю. А вот большие сундуки заменили более компактные и вместительные комоды. Франция освоила комоды в 1700 году и с начала он выглядел как сундук с выдвижными ящиками, который практически доставал до самого пола. Полностью изменил и поставил его на ножки именно Буль, а также он предложил и воплотил в своей работе комод-стол, который был на высоких ножках уже с врезанными украшениями из черепахи и металла. На верхнем конце ножек находились бронзовые скульптурные головы различных зверей, а на выдвижные ящики накладывали металлические накладки и делали декорирование из различных материалов разных цветов. После комодов-столов такие высокие запросы распространились и на обычные столы, благодаря чему был сделан целый ряд новейших, разнообразных столов. Обычные, старые столбовые ножки теперь стали неподходящими к декору и неуклюжими, им на замену пришли ножки со спиральными завитками с внутренним кружком.

Стол украшался металлическим декорированием из различных материалов разнообразных цветов в виде денежного бюро в нижней части которого находились выдвижные ящики. В соответствующих комнатах находились ночные и туалетные столики, они представляли собой тяжеленный стол с яркой мраморной столешницей, соединенной со столом-консолью, также использовались и маленькие столики для подсвечников и других мелких деталей декора. Самым разнообразнами видом дворцового декора являлись стулья и кресла.

Самыми распространенными были кресла с точеными столбовыми ножками, которые полностью были покрыты различными орнаментами и присоединялись к самому кресло с помощью Н-образного деревянного бруса или крестовины. С момента происхождения ножек со спиральными завитками, деревянные бруски выходят из оборота. Спинка кресла становится значительно шире, также ее дополнительно обшивают, а сверху загибается или завершается в виде полукруга, волнистые подлокотники тоже начинают обшивать. При помощи Английского натиска появляется широкое fau-teuil de commodite из которого после появляется канапе, но Англия двигается еще дальше и делает day-bed – скамьи с раскосыми подлокотниками, которые стояли минимум на восьми ножках с перекладинами. Именно эта мебель для сидения входила в гарнитуру гостиной комнаты, которая в основном и состояла из роскошных кресел, элегантных стульев, табуретов и красивых диванах. Обычные шкафы тоже вышли из моды, их можно было встретить только в домах, где жили мещане, а для царских покоев образцом стал книжный шкаф.